Искаженное психическое развитие (синдром раннего детского аутизма)

Опубликовано: 04.02.2019

Искаженное психическое развитие (синдром раннего детского аутизма)

Синдром описан Л.Каннером (1943г.), Г. Аспергером (1944, 1946), С.С.Мнухиным (1947г.)
Л.Каннер выделил основную типичную триаду симптомов:

1. аутизм с аутистическими переживаниями;
2. однообразное поведение с элементами одержимости и особенностями двигательных расстройств;
3. своеобразные нарушения речи.

Аутизм проявляется в отсутствии или значительном снижении контактов с окружающими, «уходе в себя». Взгляд такого ребенка отчужденный, скользящий. Ребенок играет один или около детей, часто разговаривает сам с собой, чаще молчит. Игра ограничена скупыми стереотипными движениями, бедность мимики. Ребенок не различает одушевленные предметы от неодушевленных, испытывая одушевленным неприязнь. Обращает на себя внимание отсутствие эмоционального резонанса на окружающую ситуацию, пугливость.

Наличие атипичных страхов – шумов, стука, незнакомых предметов, громкий голос и т.д. характерна болезненная чувствительность к сенсорным раздражителям: тактильным, температурным, свету, звуку. Окружающая среда для аутичного ребенка является источником постоянного отрицательного фона ощущений и дискомфорта. Человеческое лицо особенно часто бывает сверхсильным неприятным раздражителем. Чувство страха вызывает все новое незнакомое, тревога и страхи обостряются при изменении режима, среды, смены продуктов питания , одежды. Ритуальное поведение такого ребенка выступает защитной от тревоги и страхов. Дети могут иметь разнообразные способности, и даже могут быть одаренными, но для их интеллектуальной деятельности типичны:

1. Отсутствие целенаправленности;

2. Пресыщаемость;

3. Фрагментарное внимание;

4. Некоторая вычурность мышления.


Игры, фантазии, интересы и интеллектуальная деятельность в целом далеки от реальности. Содержание их монотонно, однообразно дети годами могут играть в одни и те же игры, рисовать одни и те же рисунки.

Речь- эхолаличная, обращена в пространство, о себе ребенок говорит во втором или третьем лице, наблюдается бесцельное повторение отдельных звуков, фраз, окончаний. Речь чаще аграмматичная. Обращает на себя и плохая моторика: неловкость, особенные трудности в овладении навыками самообслуживания, мышечная гипотония. Клинические проявления детей с РДА очень разнообразны и требуют длительного наблюдения за ребенком. Родителям необходимо знать, что несмотря на клиническое разнообразие симптомов, ребенку необходима своевременная коррекция поведения для адаптации в социуме.